понедельник, 04 января 2016

Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Сегодня я посмотрела рождественский спешл от ВВС «Безобразная невеста». Два года ожидания сделали свое дело: я решила не мелочиться и сделать из просмотра событие: купила билеты на трансляцию в кинотеатре (в оригинале и с дополнительными интервью). Никаких особых ожиданий (на всякий случай!) у меня не было, было желание застарелого соскучившегося фана снова посмотреть на приключения персонажей, буквально перевернувших мой мир несколько лет назад. Кстати, билет в кинотеатр я покупала осенью почти день в день пятой годовщины первого просмотра первого сезона… (И что-то похожее сказал в интервью по окончанию спешла Эндрю Скотт: что для него съемки в спешле произошли почти день в день с пятой годовщиной первых съемок в первом сезоне. У всех юбилей!)
Мне понравилось!Мне понравилось! Первое впечатление – это красивая, захватывающая, нарядная рождественская история-маскарад из любимого сериала. В начале в ней было все, по чему я так соскучилась в «Шерлоке»: загадка, над которой работают Шерлок и Джон, работают вместе, как близкие друг другу люди, предпочитающие общество друг друга всем остальным. Забавные легкие диалоги, интересные трактовки персонажей (Молли в мужском облике понравилась! Впервые не казалась жалкой или нелепой). Только позже, когда возникли первые предвестники появления Мориарти и стало ясно, что Шерлок «находится глубоко» и все происходящее не реально, история развернулась для меня другой стороной.
Похоже, моффисам очень не хочется расставаться с Джимом Мориарти. Не спорю, он – эффектный злодей (которого теперь даже приглашают на гастроли в другие английские киновселенные). Но как же его, застрелившегося, снова втащить в сериал, если не отвести ему теплого местечка в чертогах Шерлока! В третьем сезоне он уже показался нам один раз, а здесь весь спешл стал, по сути, историей разгадки Шерлоком возвращения Джима, ради которой Шерлок и «ушел в себя», предварительно прокрутив в викторианском антураже всю предысторию своих отношений с Джоном (а викторианский Джон мне понравился больше того, который остался в современности!). Неужели у моффисов так мало кандидатов на роль антагониста, что нужно непременно не дать упокоиться старому врагу? Хотя лично мне это не мешает: по мне, так Джиму Мориарти весь сериал не хватало материальности, "отражения в зеркалах", т.е. других людях. Он всегда казался скорее сущностью, нежели живым человеком. По-настоящему живым он был только в роли Джима-из-больницы и Ричарда Брука. Теперь же авторы окончательно присвоили ему метафорическую роль. Только вот какую? Но нам, смотрящим этот сериал, не привыкать искать смыслы и подтексты!
Первое появление Мориарти происходит в тот момент, когда Шерлок в своей викторианской ипостаси в гостиной Бейкер-стрит тянется к шприцу в коробке. При этом на фоне звучит голос Джима: «Это очень плохая привычка, Шерлок». И дальше слова о пистолете в кармане халата. И еще о том, что Шерлоку от него что-то нужно. Если учесть, что все «погружение» Шерлока проходит под подозрением, что он конкретно обдолбался специально для этих целей (сцена с первым пробуждением в самолете, потом возвращение в викторианскую эпоху вопросом: «Морфий или кокаин?»), то можно заметить, что Джим возникает рядом с Шерлоком в самые критические моменты событий: в кульминации в церкви, когда Шерлока озаряет, а Джим окончательно сливается с образом невесты-мстительницы, и возле водопада, где становится ясно, что Шерлок потерял контроль над своим погружением и вот-вот рискует быть погребенным в своих чертогах навсегда – вместе с Джимом, разумеется - со своим «вирусом жесткого диска» и «слабостью, которая всегда рядом, когда Шерлок терпит неудачу». А в чем слабость Шерлока? Вероятно, в зависимости – от работы или, в ее отсутствие, от наркоты. Т.е. в уходе от жизни в мир иллюзий - иллюзии занятости, иллюзии понимания, иллюзии свободы от всего человеческого. В третьем сезоне Джим в чертогах Шерлока накрепко связан (зависимость под контролем), в спешле же он свободен. Кстати, одна из последних фраз Шерлока перед выходом из самолета примерно о том же. Он рвет список (тот самый, с перечнем всего, что он принял) со словами: «Это теперь не нужно, у меня есть реальное дело».
Это первое объяснение роли Джима, что приходит в голову. Я сторонник версии, что наркотики все-таки были, несмотря на уже разгоревшиеся в сообществах споры по этому поводу. Ведь Шерлок прямым текстом говорит Джону, что «устроил себе передоз», чтобы раскрыть загадку Джима. Разумеется, количество трактовок роли Мориарти в голове Шерлока гораздо больше и ограничивается только личным желанием и эрудицией зрителя. В этом отношении сериал просто бесценен.)) Третий сезон продвинул нас в понимании принципов постмодернизма, этот спешл, несомненно, научит разбираться в символах юнгианского психоанализа и дуалистических теориях. Одно сплошное развитие эрудиции на уровне высших учебных заведений!))
Кстати, оставила для себя открытым вопрос о странном заговоре женщин в голове Шерлока. Любопытную форму придали моффисы женскому началу главного героя: ККК, радикального расизма – опасного и враждебного заговора мстительниц, преследующих провинившихся мужчин. Маловато это похоже на феминизм!)) Наверное, у Шерлока в их понимании просто беда с отношениями с «женской» стороной его личности!)) Вероятно, разговор "по душам" с Уотсоном в засаде об одиночестве Шерлока метит сюда же. И если после просмотра быстро оглянуться на всю серию как на сон/трип Шерлока и с этой точки зрения посмотреть на всех персонажей сериала как на проекции реальных людей в голове Шерлока, то они ИМХО покажутся не слишком-то привлекательными...
Так и не поняла, зачем нам кузнец, т.е. Мэри, супруга доктора Уотсона.
И еще: мне не понравилось, что движущей силой этой викторианской сказки явились наркотики!
Но вообще идея параллельной реальности, вклинивающейся в события сериала, меня порадовала. Почему-то показалось, что моффисы таким образом задумали исправить что-то из того, что они наваяли в печальном третьем сезоне. Может, что-то еще из его событий окажется сном или трипом (комой)? В этой радости, на самом деле, много от моего эгоизма. Я эгоистично хочу восстановить в каком-то из своих внутренних миров отношения с любимым с детства персонажем. Ибо если что-то хорошенько и сквикнуло меня после просмотра третьего сезона, так это ускользнувшая волей создателей сериала бессмертная, уникальная, вечно стремящаяся к истине сущность Шерлока Холмса - борца с ложью и злом. Осталось только тело – отчеловеченное всеми желающими, придавленное свинцовой тяжестью юдоли простых смертных «со смешными маленькими мозгами», подавшееся в личные телохранители Джона Уотсона и его семейства с транспарантом: «Я люблю тебя, Джон, и всегда буду рядом!». А как же я? Я, та самая, которая с каких-то несусветно давних времен привыкла в трудные минуты видеть себя в каждой из тех женщин, полных доверия и надежды, что приходили в гостиную на Бейкер-стрит со словами: «Мистер Холмс, мне нужен ваш совет» и получали помощь! Кто же мне и мне подобным поможет после третьего сезона, когда Шерлок Холмс умудрился погрязнуть в личных проблемах, полностью потеряв при этом себя?
А дальше я буду говорить шепотом. Пусть это будет запоздалым рождественским желанием в пространство.
А можно вернуться на традиционный, уже проверенный путь? Я имею в виду – путь рассказывания историй в стиле Конан-Дойля? Нет, я не против повышения уровня эрудиции путем просмотра сериалов, когда надо напрягать извилины, очень даже «за», но ведь это вполне совместимо… Можно опять придумать и показать истории из реальной жизни полюбившихся персонажей – с разгадыванием криминальных загадок, с беготней по Лондону, с проблемами, печалями и радостями в отношениях друг с другом и другими людьми? Чтобы о личности и взаимоотношениях героев можно было судить по их диалогам и действиям, а не занимающим почти все экранное время копаниям в их мозгах. Пусть эти истории будут драматичными, комичными, трагичными – всякими! Я безнадежно хочу возвращения в реальность, потому что "внутренний мир" Шерлока Холмса как-то безрадостен. Ведь есть же у нас первый и второй сезоны, они говорят о том, что авторы «мОжут, когда хОчут».
Ну очень хочется снова стать свидетелем настоящих приключений Шерлока Холмса и доктора Уотсона из современности! Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста…
@темы:
Sherlock BBC,
Просто мнение
детали
кстати, именно Ваша запись заставила посмотреть!спасибо большое
Ну да, если просто посмотреть на красоту эпохи и богатство красок, которыми нас не быловали в современности, то очень даже неплохо серия выглядит, тем более в начале, пока не знаешь, что это все такое. Викторианство здорово получилось! Наркотики точно не радуют, хотя многие ратуют в обсуждениях за то, что "этожеканон". И персонажи забавно смотрятся, до тех пор, пока не оглянешься на них и не поймешь, что они все живут в голове Шерлока. И тогда уже все кажется не таким забавным.
читать дальше