«В великие дни расцвета английской сцены люди не ходили смотреть пьесы, они ходили смотреть актеров.»
С. Моэм. «Театр»

Думаю, участие Бенедикта Камбербетча сыграло не последнюю роль в том, что я все-таки посмотрела сериал «Конец парада»! Вряд ли он стал очень громким событием в мире кинематографа, и вряд ли ему отдадут должное все. Прежде всего, по причине сосредоточенности этой эпопеи не на действии или событиях, а исключительно на характерах героев. Наверное, те, кто говорит, что эта драма – европейский аналог «Унесенных ветром», по-своему правы. Перипетии классического любовного треугольника на изломе двух эпох, уходящего старого и вступающего в свои права нового мира не такая уж свежая тема в литературе и кино. Особенными такие драмы делают только отдельно взятые характеры и их актерские воплощения на экране. И если они, эти воплощения, интересны, сумели зацепить и заставить сопереживать, то задачу создателей можно считать успешно выполненной.
«Конец парада» благодаря сдержанности и размеренности повествованию получился очень английским. И очень красивым визуально!
читать дальше, спойлерноПри просмотре я не раз ловила себя на мысли, что хотела бы оказаться в тех местах, в том времени. Среди безмятежных пейзажей Йоркшира с их просторами полей, пересеченных живыми изгородями, одиноких старинных усадеб с ажурными решетками ворот, окруженных сумрачными парками. Во времена сезонов охоты на оленей, прогулок верхом, балов и пикников. Почувствовать ветер, треплющий вуали и амазонки разодетых модниц, и покачивающий ветви древнего кедра, знаменитого дерева Гроуби в имении Тидженсов, тихонько позванивающие многочисленными висящими на них талисманами бог знает скольких ушедших эпох...

В трио главных героев по-своему отдаешь должное каждому из них. Конечно, было очень приятно посмотреть на Бенедикта Камбербетча в роли Кристофера Тидженса, которую, к тому же, он сам отмечал, как самую любимую на данный момент его актерской карьеры. Ну, а персонажи Ребекки Холл (жена Тидженса Сильвия) и Аделаиды Клеменс (юная Валентина) очень неплохо оттеняют его. В общем, все трое образуют устойчивую и продуманную композицию!
Одна из двух ключевых женских фигур, Сильвия - женщина до мозга костей, идеал рафаэлитов. Для нее ее женственность – единственный возможный способ существования и единственное предназначение в этом мире. Роковая женщина-вамп с ярко накрашенными губами, чья самая желанная пища - страсть и отчаяние влюбленных в нее мужчин. Ей, столь легко одерживающей победы и повергающей к своим ногам всех без разбора, выпадает нелегкий и нежеланный жребий – полюбить своего мужа Кристофера Тидженса, брак с которым она рассматривала только как способ избежать общественного позора. Она не хочет его любить, но разница между ним и ее поклонниками слишком заметна, а она сама слишком неглупа, чтобы не поддаться странному обаянию личности Кристофера, поразительной цельности его натуры, глубокого и проницательного ума, верности своим идеалам, нравственной чистоты… Столь редкие дары в привычном ей обществе! Но Сильвия слишком привыкла играть, и потому не может позволить себе искренность – несомненно, являющуюся в ее глазах опасной слабостью - даже с ним.
Сильвия должна бы вызывать у зрителя подозрения и неприязнь – ведь никогда не знаешь, что придет ей в голову этой переменчивой и взбалмошной сирене, мечтающей побольнее уколоть своего супруга, и что она совершит в следующий момент. Но вместо этого к ней невольно испытываешь и сочувствие, и даже восхищение. Как же такой, как она, должно быть нелегко желать любви единственного человека, который никогда не полюбит ее хотя бы потому, что с самого начала не доверяет ей, обманом заманившей его в сети брака с нею. Ей, ожидающей хотя бы проблесков его одобрения и уважения о ответ на ее честные попытки изменить свой образ жизни, порвать со всеми любовниками, приходится удовольствоваться только терпимостью и добротой Кристофера. Аморфной добротой, в которой без следа тонут отточенные, пропитанные ядом стрелы ее удушливой ненависти к мужу, которая на самом деле не что иное, как неудовлетворенная страсть.

Глядя на героя Бенедикта Камбербетча иногда кажется, что он, этот человек, просто в силу своего характера, не говоря уже о не самой выгодной внешности, не может вызывать в подобной женщине столь сильных чувств. Но ведь и вторая героиня этого треугольника - юная Валентина - без памяти любит его. Обаяние глубокого ума в сочетании с трогательной и беззащитной эмоциональностью, которую Кристофер изо всех сил старается скрывать, не остаются незамеченными этой женщиной нового типа.
Да, Валентина – женщина нового типа. С самой ранней юности она помогает в работе своей матери, писательнице, позже пойдет работать учительницей. И еще – она убежденный и активный борец за права женщин. Это неожиданно для девушки такой нежной внешности, но факт: в Валентине чувствуется прочный стержень сильного характера. Не менее сильного, чем у Сильвии, но сила этих двух женщин разная. Сильвия покоряет неудержимой и даже агрессивной страстностью натуры, она – словно вспышка молнии, тогда как Валентина – кристальной чистоты алмаз. Она с самого начала вызывает – помимо поклонения – еще и искреннее уважение Тидженса. И, в отличие от Сильвии, она готова ждать своего избранника долго и терпеливо. Отчасти потому, что ей всегда есть чем заниматься, есть куда приложить свой ум и свои силы, в то время как уроженка высшего общества Сильвия вынуждена, подобно многим одаренным женщинам того времени, биться в тисках сменяющих друг друга праздных желаний, безудержно скучая в окружающем ее мире.

Кристофер же вызвал у меня сложные чувства. Его старомодность, верность идеалам прежних эпох подчеркивается на протяжении всего фильма. Этот персонаж должен бы казаться очень привлекательным, вызывать симпатии и сочувствие за свои – несомненно – выдающиеся качества, истинное благородство и ту трудную ситуацию, в которой он оказался благодаря женитьбе на нелюбимой женщине. Он их и вызывает! Но его выраженная положительность порой странно играет против его светлого образа. Этот умный, понимающий и проницательный философ уже давно стал узником своей башни из слоновой кости, того самого «парада», о котором он говорит. Личное счастье и счастье окружающих его людей он приносит в жертву своему кодексу чести. Плодами его энциклопедического ума пользуется все, кроме него. Его благородная щедрость превращает его в дойную корову его же собственных друзей. Одаренный человек, он не может найти свое место там, где обыкновенные ловкачи добиваются высокого положения и материальных благ. Пресловутая же верность своим принципам и нравственная чистота Тидженса часто ощущаются жестокостью в отношении его близких, что вызывает почти отчаяние, ведь Кристофер способен на искреннюю любовь. Сосуществовать с таким человеком людям очень непросто. Но, наверное, не сложнее, чем ему с самим собой.
Весь сериал, собственно, прослеживает трудный путь Кристофера – «Несущего Свой Крест» - на свободу из этой самой башни. И даже война с ее ужасами окопов – всего лишь одна из многочисленных декораций, в которых это изменение, символизируемое горящими в камине последними поленьями от родового дерева Гроуби, свершается. Сериал заканчивается на светлой и романтичной ноте, и за это авторам хочется сказать искреннее спасибо. Потому что, на самом деле, в эти изменения верится с трудом. Подобный характер способен, наверное, сыграть со своим обладателем странную шутку. Его цельность обернется отсутствием гибкости, принципиальность – недальновидностью, а бесспорное мужество всего лишь подкрепит нежелание встречать реальную жизнь лицом к лицу и убедит навсегда потеряться среди безмятежных просторов старого безопасного мира. Подобные Тидженсу интеллектуальные ревнители идеалов прошлого чувствуют себя уверенно только в замкнутом мире книг и ученых бесед. Будут ли Кристофер и Валентина счастливы вместе, когда чистая радость их воссоединения сменится повседневностью? Ведь практичной дальновидности и умения ориентироваться в окружающем реальном мире женщины ожидают именно от мужчин, и потому…
А что, собственно, «потому»? Это не более, чем домыслы сопереживающего зрителя. Сериал закончен, он подарил нам всем прекрасных персонажей, и продолжать эту историю каждый волен так, как ему захочется. Можно даже обратиться к бесконечному роману Форда Мэддокса Форда. Или не продолжать совсем, а просто возвращаться к «Концу парада» в минуты, когда душа запросит со вкусом поставленной красивой костюмированной драмы человеческих характеров, воплощенных выдающимися актерами.
P.S. Я не пою здесь дифирамбов актерским работам. Для меня их персонажи просто стали реальными, несмотря на существенный временной разрыв между нами, ия до сих пор не могу перестать переживать за всех троих. А в этом случае, мне кажется, любые похвалы теряют смысл. Все слишком очевидно.
P. P.S. Кстати:
sherlock-series.livejournal.com/813135.html
Чему я нисколько не удивляюсь! Закономерный результат. Молодцы!

Фотографии, использованные в этом посте, взяты из открытых сетевых ресурсов: рекламных релизов, рецензий и журнальных статей.
@темы:
Others,
Просто мнение
Однозначно не Аббатство ДаунТаун , что уже хорошо )))